Фигуры

информация
новости
наше качество
стоимость
госпатент
статьи
словарь

дизайн
автограф
монограмма

знаки
фирменный стиль
этикетка
плакат
буклет

гербы
разработка
история
структура
территориальные
корпоративные
родовые
футбольные
1mach1.gif (1425 bytes)
проколы

эл-ты герба
цвет
фигуры
щиты

короны
украшения

координаты
наши телефоны и  электронный адрес

© DETTA-DESIGN 1993-2005

 


Уважаемые посетители!
На этой странице описаны основные фигуры которые используются при сотавлении гербов.

Владельцы дизайн-студии "DETTA-дизайн"
и сайта.

tme.gif (1991 bytes)

 

фигуры естественные
фигуры искусственные
фигуры фантастические

ФИГУРЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ. В геральдике естественными фигурами* называются все те изображения, которые отражают явления и проявления всего многообразного мира природы. Естественные фигуры подразделяются на три основные группы:
1) космические предметы, планеты и стихии, явления природы;
2) живые существа;
3) растительный мир.

К первой группе относятся Солнце, Луна, планеты, Земной шар, кометы, звезды, созвездия, стихии (огонь, вода, воздух, ветер), земля (утесы, холмы, горы), реки и озера, моря, океаны, экватор, тропики, Полярный круг, радуга, молния, град, облака.
Все эти явления, в том числе, самые обширные (океаны) и самые абстрактные, невидимые (ветер), имеют тем не менее свое постоянное канонизированное геральдическое изображение (символический знак, эмблему или аллегорию), по которым они всегда могут быть безошибочно узнаны, идентифицированы.

Ко второй группе относятся все живые существа окружающего нас мира. Этот вид фигур встречался и все еще встречается в геральдике чаще всего, он наиболее хорошо и детально разработан в эмблематике за многие века ее существования и, как показывает практика последних десятилетий, непрерывно пополняется.


Человек и части его тела (рука, нога, ступни, голова, череп, глаза, кости, скелет). Человек может изображаться обнаженным, с набедренной повязкой — и в таком случае называется в геральдике «диким» — либо в одежде, имеющей ярко выраженные черты военной униформы или национальных отличий. В XX веке в геральдике участились изображения женских фигур, которые были до того сравнительно редки да к тому же употреблялись исключительно в аллегорических изображениях. Ныне женские фигуры в качестве щитодержателей можно видеть в государственных гербах Ямайки, Новой Зеландии, Танзании, Замбии.

Хищные животные. На первом месте в этой группе стоят лев и леопард, а также другие кошачьи (барс, рысь, тигр, ягуар, пантера, пума). Четыре последних введены в эмблематику сравнительно недавно молодыми государствами Азии и Африки.

Таким образом, число хищников в современной геральдике вовсе не уменьшилось, как нередко думают, а увеличилось. Однако их назначение несколько изменилось: они используются, главным образом, не как основные гербовые фигуры, а в качестве щитодержателей.

Кроме того, для геральдики остаются традиционными такие хищники, как медведь (бурый и белый), волк, лиса, куница, соболь, горностай.

Лесные животные — не хищники — лось, олень, лань, косуля, бобр, белка, кабан (в геральдике — вепрь), заяц — особенно характерны для европейской геральдики.
За последние 25—30 лет и эта группа животных была пополнена за счет того, что страны «третьего мира» внесли в свою национальную, а тем самым и в международную эмблематику изображения таких животных, как слон, зебра, кенгуру, броненосец, лама, различные виды антилоп.

Домашние животные. К ним относятся в эмблематике конь, овца, баран, ягненок, бык, вол, буйвол, козел, осел, корова, петух. Особое место среди домашних геральдических животных занимает собака, которая изображается всегда с явными, подчеркнутыми признаками своей породы (лягавая, борзая, немецкая овчарка и т. д.) и непременно с ошейником.

Все домашние животные для отличия от диких должны изображаться с признаками их принадлежности человеку: ошейником, уздечкой, сбруей, ярмом, колокольчиком на шее, бантиком (у кошки) и т. п.

Пернатые. В старой геральдике их круг был сравнительно ограничен: орел, сокол, сова, журавль (цапля), павлин, пеликан, голубь, ворон, лебедь. В современной геральдике (и особенно в эмблематике широкого общественного назначения) мы встречаем огромное разнообразие пернатых: появились буревестник, альбатрос, чайка, ястреб, бакланы, попугаи, ибис, венценосный журавль, страус, фламинго, райская птица, квезаль, причем часть из них — как главные гербовые фигуры.

Пресмыкающиеся. Эта группа живых существ в традиционной геральдике была самой незначительной — она состояла из змеи и саламандры. Ныне, в XX веке, к ним добавились черепаха, жаба, крокодил.

Рыбы. В старой западноевропейской геральдике к рыбам относили ошибочно Левиафана (чудо-юдо рыба-кит) и дельфина, который часто выступал в роли обобщенного образа морского существа вообще. Из числа рыб, сохраняющих типичные черты своей породы в геральдическом изображении, в западноевропейской геральдике используются барвена, чебак, щука, треска и особенно форель, которую изображают, в отличие от других рыб, всегда изогнутой в дугу и с пятнами.

В XX веке этот класс естественных фигур продолжает расширяться путем введения африканскими странами в гербы и эмблемы некоторых видов океанических рыб и рыбоподобных существ (акулы и т. п.).

Членистоногие. В старой эмблематике к этой группе относился только рак. Ныне встречаются, кроме того, краб, омар, креветки (морской конек).

Насекомые. Классический набор геральдических насекомых чрезвычайно наглядно выражающие крайности человеческого характера остался без изменений:
пчела -- трудолюбие,
муравей -- усердие,
паук -- коварство,
скорпион -- злость,
стрекозы и бабочки -- ветреность, беспечность и непостоянство.

Мягкотелые. В старой геральдике из этой группы употреблялась только улитка с домиком (раковиной). Ныне введены разные виды ракушек (раковин).

К третьей группе естественных фигур относятся все виды растений.
Из них в геральдике различают следующие основные виды.

Деревья. Они изображаются обычно с явными признаками своей породы. Особенно употребительны дуб, сосна, ель, липа, береза, пальма, олива, лавр, реже встречаются яблоня, груша, вишневое дерево, тис, клен, кедр, баобаб и некоторые другие, особенно у стран «третьего мира». Деревья могут изображаться целиком, то есть от корней до верхушки,— и в таких случаях называются «вырванными» (особо частый и почетный вид изображения деревьев в гербах) — либо частями (ствол целиком с листьями и плодами, ствол без листьев, ствол без ветвей или частью срубленный, ветви отдельно, пни с корнями и пни без корней). Каждый из этих видов изображения имеет свое значение.

Листья. Большое значение имеют в эмблематике листья деревьев, изображаемые отдельно, изолированно, поскольку они даже лучше, чем целое дерево, могут конкретно указывать на его породу, а следовательно, и четче раскрывать смысл эмблемы. Самое широкое распространение в классической и современной эмблематике имеют листья дуба, липы, хвоя ели, сосны, а также стилизованные изображения хвои тиса, листьев клена, листа пальмы (называемого, однако, традиционно пальмовой ветвью). Могут изображаться и листья трав.

Травы. В геральдике изображаются также и травы либо в виде пучка, либо отдельным стеблем, если они имеют хорошо выраженные признаки породы. Так, на-пример, изображаются вереск, осока, клевер, лен, сельдерей, чертополох (репейник), лук-порей и др., в том числе табак, сахарный тростник, появившиеся недавно в гербах ряда новых стран. Таким образом, к травам в геральдике относятся все растения, которые принято изображать целиком одинаковым зеленым цветом.

Плоды играют немалую роль в эмблематике. Они могут изображаться группой, например в роге изобилия, или вплетенными в венок, а также могут быть отдельно представлены каким-либо одним определенным видом.

Из классических «геральдических» плодов следует отметить виноград (более подробно для примера), померанец, орехи, гранат, яблоко, грушу, а также желуди, шишки ели и сосны, малину и початок кукурузы, которые в эмблематике относятся к разряду плодов.

Из введенных вновь в геральдику в последнее время видов плодов следует отметить апельсин, лимон, ананас, кокос, банан, мускатный орех, появившиеся на гербах ряда тропических островных государств (Ямайка, Фиджи и др.).

Колосья выделяются в особую группу среди растительных эмблем в геральдике в силу своего особого, высокого значения в гербах, особенно у современных государств, возникших в XX веке. Они, как правило, стилизуются, даются условно. Из злаков обычно изображают рожь, пшеницу, просо (гаолян) и рис (в гербах государств Азии). Колосья могут изображаться отдельно либо группироваться в венки, либо сочетаться и чередоваться друг с другом (разные виды злаков), либо, наконец, изображаться в снопах.

Цветы — самая древняя группа растительных изображений в геральдике, но она продолжает пополняться новыми видами и поныне. В силу своей древности цветы в геральдике имеют не натурные, а подчеркнуто геральдические, стилизованные и условные изображения. Это относится в первую очередь к хризантеме, розе, лилии, лотосу.

Из других цветов чаще употребляются репейник, гвоздика, нарцисс, колокольчик, ромашка, лютик, мак, тюльпан, ландыш и эдельвейс, а из вновь введенных в геральдику молодыми тропическими государствами следует отметить орхидеи и «викторию регию» (гигантскую водяную лилию), входящую ныне в герб Гайаны, для которой этот вид цветка является крайне специфичным. Экзотические цветы (типа мальвы) украшают и герб Непала.

Цветы в геральдике имеют условное изображение двоякого рода: старые геральдические цветы могут быть любого главного геральдического цвета — золотого (желтого), серебряного (белого), черного, красного или синего. Что касается «новых» цветов, обычно изображаемых натурно, общепринято, то цвет самого цветка должен быть резко отделен от стебля, из которого он исходит. Иными словами, цветок, в отличие от травы, должен быть изображен в геральдике непременно в два цвета — обычно это красный и зеленый или белый и зеленый. Именно в силу этого правила хлопчатник, кактус на мексиканском гербе и даже стручок красного перца относятся в геральдике к «цветам», то есть согласно не их ботаническим особенностям, а чисто эмблематическим и геральдическим.

ФИГУРЫ ИСКУССТВЕННЫЕ. Искусственными называются* в геральдике и эмблематике все те неодушевленные предметы, которые созданы умом, талантом, руками и искусством человека и которые связаны с обслуживанием различных сторон деятельности людей, а также их быта.

Искусственные фигуры, следовательно, противополагаются естественным, природным как творения рук человека, как произведения, созданные им в процессе своего исторического развития. В силу этого искусственные фигуры подразделяются на ряд групп, которые наглядно указывают, что введение каждой такой группы предметов в число геральдических эмблем происходило в строго хронологическом порядке и эти группы занимали в старой геральдике точно такое же положение, как и их реальные хозяева в сословной иерархии.

На первом месте в числе искусственных фигур классической геральдики стояли предметы монархической власти (регалии) и монархического быта (украшения, ювелы, ордена и т. д.).

Почти одновременно с предметами первой группы в геральдику стали включаться и предметы церковного обихода: посохи (отличительный знак духовной власти, эмблема пастыря), чаши (дискосы), кадила, панагии, митры (клобуки), четки и т. д.

Чрезвычайно важное место, которое занимало военное дело в жизни как феодального, так и капиталистического общества, привело к преобладанию среди искусственных фигур разнообразного оружия, доспехов, боеприпасов, трофеев. Эта категория искусственных фигур пополнялась вплоть до середины XIX века.

Немалое место в средневековой геральдике, а также в геральдике XVII—XVIII веков занимали предметы, связанные с охо то и (соколиные уборы, охотничьи рожки, ягдташи, бичи, стремена, седла, стеки), а также охотничьи трофеи (бивни, клыки, шкуры, меха, рога).

Начиная с эпохи великих географических открытий в геральдике стало особенно престижным введение предметов, связанных с мореплаванием. Наряду с различными видами судов и плавательных средств (ладьи викингов, галеры, каравеллы, позднее — пароходы и различные виды военных судов, а также лодки, боты, гондолы, каноэ, пироги и т. д.) в геральдике были разработаны фигуры оснащенных и разоснащенных кораблей, введены изображения отдельных частей корабля (обычно носовой части, галионов) и корабельных принадлежностей.

По скольку перечень всех искусственных фигур очень велик и постоянно пополняется мы закончим перечень и перейдем к фигурам фантастическим.

ФИГУРЫ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ. Фантастическими*, или иногда воображаемыми, фигурами в геральдике называют мифические, небывалые, невероятные существа, являющиеся плодом вымысла, фантазии (воображения) человека (сказителя, поэта, древнего художника).

Происхождение их связано с тем, что древний человек, желая изобразить символически или эмблематически каке-то необъяснимое для него понятие или явление природы придумывал новые существа и давал им названия.

Обычно источником фантастических фигур в геральдике является мифология (т. е. языческие формы религии), как античная, так и национальная (индийская, китайская, финикийская, персидская, германская, скандинавская), а если у какого-либо народа она отсутствует, то соответствующие образы черпаются из национального эпоса или народных сказок (как, например, из русских или украинских).

В соответствии с этим фантастические фигуры можно подразделить на классические (античные), западноевро-пейские, ориентальные (восточные, азиатские) и русские.

К классическим относятся:
Кентавр — полуконь-получеловек. Существо, воплощавшее неукротимое, грубое буйство (а также пьянство).

Гарпия — чудовище с девичьей головой и грудями, но с орлиными крыльями, когтями и хвостом.

Пегас — крылатый конь, символ поэтического вдохновения. Результат античной переработки раннеязыческих (микенских, финикийских, этрусских) солнечных культов с их образами коней — возниц Солнца. Пегас как эмблема помещался в гербах поэтов, сказителей, музыкантов и до сих пор используется
как эмблема литературных обществ, журналов, альманахов.

Гиппокамп (Ихтиокентавр) — морской конь, второстепенное божество, прислуживающее морским богам (Посейдону, Нептуну), возившее Нептуна по морю
(и в пучинах морских). Изображался в виде существа, передняя часть которого (голова, шея, грудь, передние ноги) была конской, а остальное туловище — чрезвычайно длинным и состояло из средней рыбообразной части с плавниками и задней змееподобной. Гиппокамп был также античной переработкой коня — возницы
Солнца, того второго « напарника» Пегаса, который перевозил Солнце ночью под водой океана на восточную часть небосвода, чтобы к утру оно взошло из моря на
востоке вновь. В Греции как типично морской стране, состоящей из многочисленных островов, людям всегда казалось, что Солнце и всходит, и заходит в море, вокеане. В западноевропейской фантастике Гиппокамп, естественно, не прижился и исчез с исчезновением и разрушением античного мира.

Сирена — существо с головой и туловищем женщины, с руками и крыльями и с рыбьим хвостом. В античной мифологии — символ искушения, прельщения, коварства. Изображается всегда с атрибутами — зеркалом и гребнем, с длинными распущенными волосами.

Тритон — человеко-рыба. Существо с головой бородатого старца, руками и торсом человека, но с нижней половиной тела и хвостом дельфина. Считался сыном Посейдона (Нептуна) и Амфитриды - владычицы морей, которая разъезжала на колеснице, запряженной Гиппокампом и Тритоном. В эпоху Возрождения и классицизма образ Тритона (или нескольких Тритонов-братьев) широко использовался как аллегория прирученной, упорядоченной, поставленной на службу человеку водной стихии, воды. Поэтому изображение Тритона постоянно сопровождало бассейны, каналы, парковые водные партеры, фонтаны, акведуки, колодцы и т. п.

Феникс - волшебная птица, по виду напоминающая орла, но с высокими голенастыми лапами, с красными и золотыми перьями. Она чудесна по своему происхождению, так как, согласно легенде, каждые 500 лет (варианты - 540, 1000, 1461, 7006 лет) прилетает из Аравии в Египет, в город Гелиополь (в 10 км от нынешнего Каира) в храм бога Солнца Ра, где ее торжественно сжигают в благовониях и она возрождается из пепла, сначала превращаясь в гусеницу, а затем через 40 дней полностью восстанавливая свой птичий облик. Греческое имя этой птицы явилось результатом того, что уже в древности эта легенда имела массу вариантов, в числе которых фигурировала и финиковая пальма, стоявшая перед храмом Ра, на которой сидела птица до и после своего сожжения. Название пальмы (финика) было перенесено переписчиками и переводчиками на греческий и с греческого на птицу, которая первоначально носила другое название -- "бенну" и была посвящена Озирису -- богу постоянного возрождения долины Нила. Отсюда и Феникс - символ воскресения, бессмертия, эмблема вечного существования жизни.

Сфинкс - крылатый лев с головой человека - эмблема тайны, загадочности, гробового молчания.

К западноевропейским относятся:
Василиск - чудовище в виде дракона с петушиной головой, грудью и когтями орла, огромными крыльями летучей мыши и змеиным хвостом. Крылья у василиска усеяны глазами.

Грифон - наполовину орел (голова и верхняя половина туловища, шея, крылья, грудь и передние лапы), наполовину лев (стоячие уши, нижняя половина туловища, задние лапы и хвост) - служил символом быстроты, соединенной с силой и мужеством, поэтому его брали в качестве своей эмблемы цари, короли и другие монархи. Существовало также поверье, что грифон - хранитель кладов.

Крылатый змей (Линдвурм) - западноевропейский и преимущественно германский вариант дракона, от которого отличался львиными задними лапами и тем, что изображался черным цветом (вместо зелено-золотого) с червлеными (красными) языком, пастью и когтями. Применялся в геральдике Германии, Австрии, Чехии, Польши.

Крылатый лев. Эмблема Венеции. Отличался тем, что изображался с атрибутами: с золотым нимбом >ад головой, открытой книгой между передними лапами и с серебряным мечом в поднятой правой лапе. Эмблема олицетворяла святого Марка, патрона Венецианской Республики.

Двуглавый орел - фигура, символизировавшая Восточную и Западную Римскую империю, но фактически имевшая распространение задолго до образования Рима. Она встречается уже на древнеегипетских и древнеассирийских памятниках, высечена даже на сфинксах, а также на арабских памятниках. Имеются изображения двуглавых орлов, относящиеся к VII веку до н. э., на скалах в Малой Азии, что говорит о древнем культовом значении этой эмблемы и ее, в сущности, восточном происхождении. Но в историческое время эта фантастическая фигура связана главным образом с европейской, византийской геральдикой, а с XV века - и с росийской.

Единорог - конь с выходящим из темени винтообразным бивнем нарвала и с бородкой. Изображался всегда стоящим на задних ногах. Служил эмблемой чистоты, непорочности и мужской чести, а потому охотно включался в гербы высшей знатью.

Мелузина - морская русалка с верхней половиной тела женщины, оканчивавшегося вместо ног двумя длинными рыбьими хвостами, которые сама Мелузина обычно держала поднятыми в руках. Изображается всегда анфас, симметрично.
Хотя происхождение этой фигуры восточное, она также получила свое геральдическое распространение в Европе, став эмблемой ряда приморских городов (с изменением соответственно окраски волос и атрибутов). Так, например, Мелузина до сего времени служит эмблемой Палермо на Сицилии (и неофициально считается покровительницей сицилийской мафии).

Химеры. Эти чудовища, имевшие античное имя и происхождение, получили свой окончательный облик и употребление в эмблематике европейских стран (особенно во Франции, Италии, Англии) в эпоху средних веков. Они имели голову и грудь старой, безобразной женщины, туловище и лапы льва и хвост змеи, свернутый в клубок или изогнутый так, что Химера как бы кусала его. Их распущенные волосы были вздыблены, а не спускались плавно на плечи, как у сирен, мелузин и русалок.

Химеры употреблялись как атрибуты грехов, адских и демонических сил, антиподов благочестия, как эмблемы пороков и непотребства и в то же время в совокупности служили символами устрашения врагов. Вот почему химеры присутствуют и на башнях собора Парижской богоматери, и на некоторых древних башнях Кремля (Спасской, Никольской, Троицкой), возведенных итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти.

Античная Химера внешне выглядела иначе: она имела гриву и передние лапы льва, туловище и задние ноги козла и хвост дракона и обладала тремя головами -- козлиной, львиной и змеиной. В новое время Химера стала служить символом (или олицетворением) чего-то чудовищно невероятного, а позднее стала более безобидным символом фантастически несбыточного (по мере того как люди забывали ее внешний вид, ее изображение и помнили смутно только ее общее значение как чего-то невозможного).

Гиппоцентавр - вариант античного Кентавра в западноевропейской католической обработке. Использовался в геральдике дворянства стран, находившихся на периферии немецких и австрийских имперских земель - в Семиградье, Польше, Лодомерии, Литве, Молдавии и др. в XV веке.

Гиппоцентавры изображались в виде кентавров, человеческая половина которых представляла юношу (безбородое лицо) с длинными волосами, обернувшегося лицом к хвосту своей конской части и держащего в руках лук со стрелой и натянутой тетивой. Конская часть гиппоцентавров, в отличие от кентавров классической Греции, имела вместо хвоста из волос змею, в пасть которой и целился сам Гиппоцентавр.

В этой эмблеме сказался позднейший миф о Хироне -- "культурном Кентавре", образованном, знавшем музыку, искусство врачевания и т. п., который, будучи ранен отравленной стрелой, упросил Зевса лишить его бессмертия, чтобы не испытывать мучений. В польской, литовской и галицийской эмблематике военной мелкой шляхты, испытывавшей порой давление с разных сторон, подобная эмблема должна была выражать идею самоотверженной гибели, самопожертвования как на войне, так и в большей степени в сложном клубке религиозно-политических и национальных противоречий Речи Посполитой.

Практически все фантастические чудовища имеют восточное происхождение, и большинство их попало и в античный мир, и в западноевропейскую геральдику именно с Востока. Но часть из них осталась только на Востоке и сохранила там свой особый внешний вид и особое значение. Именно такие фантастические фигуры мы признаем ныне специфически восточными, или ориентальными. К ним относятся:

Дракон -- в его первоначальном и коренном значении - фантастическая фигура китайской мифологии.

Гаруда - божественная птица древнеиндийской мифологии.

Русские фантастические фигуры, возникшие в устной, сказочной, фольклерной традиции сравнительно поздно -- XV - XVII веках, по сути дела являются русифицированными вариантами античных, византийских, восточных и западно-европейских чудовищ.

Пптица Гамаюн, или райская птица, хотя и изображалась без лап и с длинными перьями хвоста, напоминавшими птицу Лиру, вероятнее всего, имела своим прообразом божественную птицу Гаруду.

Производным от иностранных чудовищ является также Полкан - богатырь с песьей головой (в более ранних вариантах былин - Идолище Поганое, не зафиксированное, однако, в каком-либо изображении, а потому с неясным внешним обликом).

Наконец, Баба-Яга, несмотря на ее как бы русские атрибуты (избушка на курьих ножках, ступа, помело), имеет своим прообразом западноевропейских химер и ведьм средневековья.

В современной эмблематике фантастические фигуры практически не употребляются, за исключением городской геральдики, причем лишь для тех городов, которые обладают длительной традицией сохранения за собой фантастических эмблем. Современная же государственная эмблематика, даже в монархических государствах, старается обходиться без употребления фантастических фигур, за исключением тех случаев, когда такие эмблемы имеют историческое значение. Практически это касается лишь немногих европейских государств (Албания, Лихтенштейн, Австрия, Россия).

Вместе с тем фантастические фигуры как эмблемы, а также как атрибуты аллегорий весьма часто встречаются не только в геральдике, но и в произведениях изобразительного искусства начиная с эпохи эллинизма и кончая второй половиной XIX века. Отсюда понятно, что знать их названия, отличать их друг от друга, определять из значение и "национальную" принадлежность весьма важно для каждого культурного человека, желающего не только получить достоверную информацию о значении и смысле того или иного произведения искусства (картины или скульптуры), но и понять общественный, классовый, социально-политический характер искусства в той или иной стране, в ту или иную эпоху, разобраться в идеологической направленности искусства, не говоря уж о том, что для искусствоведов, специалистов и историков характер изображения фантастических фигур, отклонения или ошибки в их облике могут служить важным индикатором при определении подлинности того или иного произведения, времени его создания и степени возможного влияния на него разных национальных элементов.

ВИНОГРАД (лоза, гроздь, листья) — один из древнейших символов* плодородия и изобилия, а также жизненной силы и жизнерадостности, употреблявшийся народами древнейших государств Средиземноморья и Ближнего Востока.

В библейской символике виноградная лоза — символ народа, нации. Это сравнение шло от конкретных фактов и представлений: в Палестине существовали лозы, имеющие до 0,5 м в диаметре и высотой (длиной) с 10-этажный дом. Гроздь таких лоз весила обычно 5—6 кг, а виноградины достигали величины сливы сидели плотно в грозди, а грозди — плотно на ветвях лоз. Одна такая лоза кормила всю семью, род.

Одновременно виноградная лоза была символом оседлости, и жить под своей виноградной лозой считалось символом домашнего уюта и обеспеченной жизни.
Христианство перенесло в свою символику и переосмыслило эти древнейшие символические значения лозы, ибо действовало первоначально в том же самом эллинистическом регионе.

Виноградная лоза в Евангелии означает, символизирует все христианство, всю совокупность верующих, виноградная гроздь — последователей Христа, часто ближайших последователей Христа.

В античное время изображение виноградной лозы входило в число составных частей рога изобилия как эмблемы плодородия, а венок из виноградных листьев был эмблемой Диониса (Вакха). Не только в Малой Азии, но и на Среднем Востоке, на Черноморье и в Закавказье виноград всегда служил эмблемой плодородия и жизни. В то же время виноград никогда не использовали в официальной — государственной или религиозной — геральдике, он считался и продолжает до сего времени считаться на Западе, в странах традиционного виноделия — Испании, Франции, Италии, Португалии и Греции, народной бытовой эмблемой.

В российкой дореволюционной геральдике виноградной лозой обрамлялись в обязательном порядке гербовые щиты городов тех областей, где было развито виноградарство. Виноградная гроздь как эмблема присутствовала и в самом поле гербового щита ряда городских и родовых гербов.

В советской геральдике именно как народная эмблема она органически входила и в государственные гербы бывших республик — Грузии, Армении, Молдавии и Туркмении, ибо она наглядно символизировала, отражала одну из отраслей хозяйства этих республик, а в более широком смысле служила эмблемой плодородия.

На гербе советской Армении (автор — знаменитый армянский художник М. Сарьян) были изображены три элемента виноградной лозы, они стилизованы симметрично: два стебля, по три листа с каждой стороны и одна гроздь в центре. С геральдической точки зрения гроздь изображена правильно именно на гербе Армении . Она имеет строгую геральдическую форму построения: 1:2:3:4:5:4:3 виноградные ягоды, следующие рядами (один над другим), и правильный геральдический цвет, присвоенный эмблеме винограда,— золотой.

* Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международн.отношения, 1994.

Для получения более подробной информации по интересующим Вас вопросам наши координаты.

Владельцы дизайн-студии "DETTA-дизайн"
и сайта.

tme.gif (1991 bytes)